Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

Точность Выборочно проверено

Синдром получил название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (нем. Hans Asperger ), который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмпатией по отношению к сверстникам и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая психопатия». В МКБ-10 синонимом синдрома Аспергера также выступает термин «шизоидное расстройство детского возраста». Согласно критериям этой классификации, синдром Аспергера проявляется с раннего детского возраста, в то время как шизоидное расстройство личности — с позднего детского либо с подросткового возраста.

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг (англ. Lorna Wing ) в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась в 1981 году и, после периода популяризации, в начале 1990-х годов были выработаны диагностические стандарты. По поводу различных аспектов синдрома всё ещё остаётся много нерешённых вопросов. Так, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального аутизма; частично по этой причине не установлена его распространённость. Американскими исследователями было предложено вообще отказаться от диагноза «синдром Аспергера», заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести. Данное предложение было осуществлено на практике, и в последнем, 5-м издании американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам синдром Аспергера отсутствует, его заменило расстройство аутистического спектра. Аналогично в МКБ-11 синдром Аспергера диагностируется как расстройство аутистического спектра, 6A02.0 6A02.0 .

Точная причина синдрома неизвестна. Хотя исследования предполагают возможность генетической базы, не существует известной генетической этиологии, и нейровизуализация не идентифицирует ясной общей патологии. Нет и единого лечения, а данные в пользу эффективности существующих методов поддержки ограничены. Поддержка имеет целью улучшение симптомов и функционирования и опирается на поведенческую терапию, фокусируясь на специфических дефицитах и адресуясь к низким коммуникационным способностям, навязчивым или повторяющимся рутинным действиям и физической неуклюжести. Состояние большинства детей улучшается по мере взросления, но социальные и коммуникационные проблемы могут остаться. Некоторые исследователи и лица с синдромом Аспергера считают правильным рассматривать синдром Аспергера как отличие, а не инвалидность, которую надо лечить.

Последние новости

category=Опубликовано category=Синдром Аспергера notcategory = Загружено ботом в архив count=200 suppresserrors=true addfirstcategorydate=true stablepages=only ordermethod = created

Шизофрения детского возраста и шизоидное личностное расстройство

Термин «аутичный» впервые был использован Bleuler (1908) для описания ухода от социальных контактов, наблюдаемого у людей, больных шизофренией. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что представление о непосредственной связи аутизма с шизофренией сохранялось в течение долгого времени; вплоть до конца 1960-х годов аутизм и «шизофрения детского возраста» были взаимозаменяемыми диагнозами (обзор, касающийся такого смешивания понятий, см. у Rutter 1978). С конца 1960-х аутизм стал рассматриваться как непосредственно не связанный с шизофренией (Кау и Kolvin 1987). У аутистов нет какой-то особенной предрасположенности к развитию шизофрении, нет и повышения частоты встречаемости шизофрении среди родственников аутистов.

Однако различного рода связи между шизофренией и аутизмом по-прежнему отражаются в результатах исследований. Frith и Frith (1991) показали сходство между негативными симптомами при шизофрении (например, эмоциональная тупость) и проявлениями аутизма. Они полагают, что в основе обоих нарушений может лежать один и тот же когнитивный дефект, а точнее дефект модели психического (см. гл. 5). Существенные различия между двумя этими нарушениями вполне ожидаемы: поломка сформированной когнитивной системы не могла бы привести к таким же последствиям, как отсутствие одного из когнитивных компонентов с самого начала развития. Chris Frith (1992) также полагает, что продуктивная симптоматика при шизофрении (например, галлюцинации и бред) может проистекать из неправильной работы механизма репрезентации внутренних представлений, приводящей к чрезмерному приписыванию окружающим каких-то намерений, например в виде бреда отношения (например, уверенность в том, что слова телеведущего обращены именно к нему).

Другое сходство между шизофренией и аутизмом видно при анализе синдрома Аспергера. Sula Wolff с соавторами (например, Wolff и Barlow 1979 Wolff и Chick 1980) исследовала группу детей, у которых было, как они выражаются, «шизоидное личностное расстройство»: дети были гиперчувствительны, эмоционально отчуждены, одиноки, с ригидными навязчивостями, у них отсутствовала эмпатия и была склонность к необычным рассуждениям. Авторы полагают, что именно таких детей описывал Аспергер в своей публикации 1944 года. Отсюда Wolff делает вывод, что синдром Аспергера не является частью аутистического спектра, а скорее входит в группу шизотипических или шизоидных расстройств.

Читайте также:  Если реакция манту большая и красная

У Wolf в ее первоначальном описании шизоидного личностного расстройства, опубликованном в 1964 году, нет ссылки на работу Аспергера (Wolf и Chess 1964). Однако она очень аккуратно проводит различие между ее группой и детьми с аутизмом по трем признакам. Она полагает, что у шизоидных детей, в отличие от аутистов, нет ни одной из следующих особенностей: отсутствие эмоционального ответа или избегание зрительного контакта, стереотипное поведение, отстающее или слабое речевое развитие с наличием эхолалий. Однако не ясно, как ее группа могла соответствовать предложенным ею критериям шизоидного личностного расстройства, если у этих детей не было ни одной из перечисленных проблем. Предложенные ею критерии включают «эмоциональную отчужденность», «ригидность, иногда доходящую до навязчивости»; также она пишет, что дети используют странный «метафорический» язык. Эти термины по-прежнему слишком расплывчаты, чтобы можно было провести четкое различие. Таким образом, различия между группами, по-видимому, группируются вокруг тяжести и возраста — двух факторов, которые тесно связаны друг с другом (поскольку для того, чтобы родители заметили более легкое нарушение, нужно более продолжительное время) и касаются скорее количественных, нежели качественных, различий.

Среди диагностических критериев шизоидного личностного расстройства, предложенных Wolff и Cull (1986), трудно найти такие, которые бы давали возможность четко разделить это расстройство и аутизм (когда случай относится к верхнему концу спектра). Она приводит следующие ключевые признаки шизоидного личностного расстройства:

1. изолированность;

2. ослабление эмпатии и эмоциональная отчужденность;

3. повышенная чувствительность, доходящая до паранойи;

4. необычная манера общаться;

5. ригидность внутренних установок, например полный уход в занятия, связанные с какими-то особыми интересами.

Из этих признаков только «повышенная чувствительность» не подходит под описание способных аутистов. Wolf и Cull считают, что синдром Аспергера — это тяжелая форма шизоидного личностного расстройства, которое является более широким понятием, включающим случаи, не соответствующие критериям синдрома Аспергера.

Это понятие частично пересекается с «шизоидным параноидальным личностным расстройством», приводимом в МКБ-10. Тогда встает существенный вопрос: как отличить детей с шизоидным личностным расстройством, у которых есть синдром Аспергера, от тех, у которых его нет? Ответ сформулирован не вполне четко, снова подразумевается, что различие состоит в тяжести проявлений.

Nagy и Szatmari (1986) полагают, что все описания Аспергера, Wing и Wolff относятся к одной и той же группе детей, которые в DSM-III соответствуют «шизоидному личностному расстройству». Однако этот диагноз в качестве признаков включает идеи отношений и необычный перцептивный опыт, при этом здесь не упоминается ни о каких нарушениях невербальной экспрессии — признаке, который некоторые авторы (например, Tantam 1988с) в случае синдрома Аспергера считают наиболее существенным. Такая диагностическая схема недооценивает значение необычной речи, особых интересов и снижения невербальной коммуникации, наблюдающихся при синдроме Аспергера. По сути, такой подход вряд ли полезен для обеспечения правильного обучения и организации жизни детей этой группы. Как отмечала Wing (1984), если установление связи между синдромом Аспергера и аутизмом может иметь полезные последствия в плане организации жизни таких детей, то диагноз «шизоидное личностное расстройство» может быть «огорчительным и при этом не иметь конструктивного значения». Она также делает важное замечание, что последний диагноз в настоящее время очень расплывчат и, наряду с синдромом Аспергера, может включать множество самых различных нарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Общие сведения

Шизоидное расстройство личности – относительно тотальное и стабильное заболевание психики, при котором наблюдается слабость привязанностей, различных социальных и других контактов, склонность к фантазированию и самокопанию, отшельническому образу жизни. При таком расстройстве особам сложно проявлять свои чувства, возникают признаки аутистической личности: они ограничены в эмоциональных проявлениях и способности получать удовольствие, например, ощущать счастье.

Читайте также:  Поликлиника на азовской 3 краснодар телефон

Такое психическое отклонение еще называется шизоидной психопатией. Это связано с её схожестью с шизоидным расщеплением психического состояния как в случае шизофрении. Больные постоянно избегают эмоционального насыщенного общения, предавая взаимоотношениям чересчур теоретизированного окраса. Замыкаясь и уходя в себя, люди практически постоянно проводят свою жизнь в одиночестве и фантазиях. Таким «интровертам» не нужны близкие друзья или сексуальные контакты, и даже элементарные социальные взаимодействия, они очень избирательны в общении. Но главное отличие от шизофреников в том, что не теряется способность распознавания реальности.

Патогенез

Шизоидная личность при общении с себе подобными ощущает дискомфорт и начинает отдаляться от общества, замыкаться внутри себя и внутри своих фантазий. Связи с окружающими становятся все более редкими и эмоционально не окрашенными. Поначалу может казаться, что у человека аутизм, так как изначально это термин был введен для описания такого состояния как «шизоидная психопатия». Но в данном случае отсутствует «аффективный резонанс» и переживания за других людей, при этом внутренняя парадоксальность и противоречивость состояния не дает возможности корректно проявлять и передавать внутренние ощущения. Люди не становятся слишком ранимыми, они просто не способны адекватно проявлять эмоции и находить способы общения.

Классификация

Теодор Миллон и другие ученые выявили несколько подтипов шизоидного расстройства:

  • феномен «секретного» шизоида, отличающегося от классического, возможностью играть активные социальные роли, демонстрирует большие чувства и отличные взаимоотношения, при этом не вовлекая в свою настоящую личность и этот процесс не испытывает настоящих переживаний;
  • присоединение характеристик депрессивного расстройства личности у «вялого шизоида» — имеет выраженную инертность, чрезвычайно низкий уровень активности, отличается флегматичность, апатичностью, медлительностью, истощенностью, ослабленностью, страдает от хронической усталости;
  • черты «дистанционного шизоида» схожи с тревожным и шизотипическим типам расстройства личности отличаются стремлением отгородиться от общества, замкнуться и жить в затворничестве, с навязчивым чувством одиночества, разобщенности и изолированности;
  • «деперсенализированные шизоиды»в то же время разобщены в отношении самого себя, считая себя чем-то бесплотным и отдаленным от общества, его тело и сознание разъединены, расщеплены и даже можно сказать диссоциированы;
  • «безэмоциональному шизоиду» присущи черты обессивно-компульсивного расстройства и проявляются в виде эмоциональной холодности, сухости, неотзывчивости, чрезмерной сдержанности, безразличности, невозмутимости, не возбудимости, безжизненности, угрюмости, все эмоциональные проявления сведены к нулю.

В целом, шизоидный «темперамент» может отличаться в зависимости от состояния психэстетической пропорции – отношения анеэстетических к гиперэстетическим элементам, а точнее – превалированием отсутствия эмоционального интереса к окружающему миру и безразличием над повышенной чувствительностью и уходом в мир грез.

Равнодушие и слабо выраженная боязливость, а также холодность и враждебность, бурное желание, чтобы человека оставили в покое – характеристики, которые могут сочетаться по-разному и в разных комбинациях. Это может проявляться, как в виде застенчивости и нежной тревоги, так и переходить в угрюмость, причудливую тупость, ироничность и мизантропию.

Причины

Формирование аномального шизоидного типа личности вызвано его пограничным уровнем развития организации с невротическими и психотическими чертами. Характерной опорой становится защитное тотальное фантазирование, как способ уйти от реальности. Психологическим способом защиты также становится интеллектуализация, сублимация и проекция.

В основе развития шизоидной психопатии лежат межличностные конфликты, проблемы сближения с людьми, а также прочие биологические и генетические факторы. Считается, что на формирование у ребенка шизоидного расстройства также влияет:

  • действие противоречивых «двойных сигналов» и жестоких методов воспитания, психотравмы и шизофренические психопатические реакции;
  • раздражение и отвращение от жизни, субъективная нетерпимость реальности и повышенная чувствительность к окружающему миру;
  • неспособность принимать или проявлять любовь, отношение окружающих;
  • дисгармония собственного «Я», неуверенность, отсутствие самоуважения и невозможность создать вокруг себя создать благоприятное комфортное пространство;
  • генетическое сродство с шизофренией, диагноз шизойдной психопатии часто ставят особам, у которых в семьях были шизофреники.
Читайте также:  Что такое проктография

Симптомы шизоидного расстройства личности

Первыми шизоидное расстройство личности описали ученые-психиатры Э. Бейлер и Э. Кречмер еще вначале прошлого столетия. Они отмечали у таких особ преобладание жизни внутри личности, отстранение от окружающего мира и дезадаптивные симптомы. П.Б. Ганнушкин называл их «мечтателями», ведь пациенты были склонны к постоянному фантазированию. Главными признаками шизоидного расстройства личности считаются:

  • асоциальное поведение – избегание общения с другими людьми в связи с отсутствием внутренней мотивации и желания взаимодействовать с ними, а также совершение поступков, которые не соответствуют нормам здорового общества, в т.ч. предпочтение странной одежды, неопрятности, разговоров с самим с собой, нежелания ходить на свидания и строить семью, отсутствие реакций на похвалу или критику;
  • ангедония – сниженная или утраченная способность наслаждаться жизнью, которая обычно вызвана спадом активности и целеустремленности для достижения удовольствий, субъект не испытывает удовольствия от любых социальных действий и активности;
  • отсутствие эмоционального окраса может проявляться в виде холодности к близким (уплощенной аффективности), монотонной безэмоциональной речи, не изменяющегося выражения лица, невозможности установить зрительный контакт, вызвать улыбку, смех,гнев или грусть;
  • преобладание «жизни» в грезах, человек увлечен фантазированием и интроспекцией;
  • наличие оригинального, порой даже странного хобби, к которому шизоид относится с особым трепетом, наблюдается некая эмоциональная дисгармония, когда чувствительность и ранимость на счет собственных интересов преобладает над безразличием к проблемам других.

Кроме того у больных могут наблюдаться признаки нарциссизма, интроверсии, регрессии, деперсонализации. Человек утрачивает аффект (способность проявлять эмоции и чувства), он считает себя самодостаточным и обладает неким чувством превосходства.

Анализы и диагностика

Помимо склонности к одиночеству для постановки диагноза психиатру необходимо изучить и выявить прочие поведенческие аспекты, например, психологическую негибкость и социальную дезадаптивность, ухудшение протекания психофизиологических функций. Существует целый рад критериев, которые помогают идентифицировать расстройство личности:

  • у больного нарушено гармоническое состояние личностных позиций, поведения, с вовлечением нескольких сфер деятельности;
  • аффективность возбудимость мышления, контроля побуждений и процессов восприятия, соответствия социальным нормам с учетом особенностей различных культур;
  • аномальный стиль жизни возникает в детском или подростковом периоде, охватывает все адаптивные, личностные и социальные явления, сохраняется в зрелости и отличается стабильностью с нарастанием проявлений личностного дистресса без эпизодичности как при других психических заболеваниях;
  • социальная и продуктивная продуктивность в большинстве случаев нарушена;
  • отсутствуют близкие друзья или доверительные связи, а также стремление к их возникновению.

Причиной госпитализации может становиться ипохондрическое, депрессивное и паническое состояние, наврастения, невроз и наличие стойких параноидальных идей. Помимо изучения анамнеза и симптомов проводят дифференциальный диагноз с шизофренией, биполярным, параноидным и депрессивным расстройством, а также проводят тесты на шизоидное расстройство личности.

Тест на шизоидное расстройство личности

Тест обычно состоит из 74 вопросов и пытается выявить:

  • влияние СМИ, многолюдных мест, других особ, чрезвычайных сил на внутренне состояние и поведение человека;
  • способность выражать истинные чувства, создавать различные близкие и другие общественные контакты;
  • как человек реагирует на сверхъестественное, ясновидение, телепатию, мысли в голове, желание быть в одиночестве;
  • как другие, по его мнению, субъективно оценивают его эксцентричность, личную жизнь, скрытность, безэмоциональность, недоверие, обсуждают поведение;
  • склонность к преувеличению интереса к его личности, скрытность, фантазии;
  • желания и стремления человека при взаимодействии с другими, чаще выражающееся в холодности и отстраненности.

Лечение

Особам, имеющим шизоидное расстройство личности в первую очередь нужна помощь психоаналитически ориентированного терапевта и подкрепление медикаментозной терапией. Лечение обычно проводят амбулаторное.

Психоаналитическая терапия рекомендуется длительная, так как имеет множество трудностей. Например, с шизоидом трудно установить контакт, доверительные отношения и вовлечь его в процесс психотерапии. В то же время клиент может переходить на абстрактно-теоретические темы, размышления, оторванные от реальности, чем увлечет терапевта и сменит манеру и тактику общения. У многих больных нет мотивации для лечения, им трудно «выражаться нормально и понятно» для психоаналитика, что в итоге не дает никаких результатов.

Ссылка на основную публикацию
Шелушение кожи чего не хватает
Нарушение процесса регенерации кожи и ее целостности в области пальцев может происходить по самым разнообразным причинам. Известно, что верхний слой...
Чувство как будто что то застряло в горле
Часто ощущение кома в горле появляется во время или после стрессовых ситуаций — горло как будто сдавливается, сложно глотать, не...
Чувство сдавленности в грудной клетке и нехватка воздуха
Болезни сердца включают такие состояния как коронарная болезнь сердца, сердечный приступ, сердечная недостаточность и врожденный порок сердца. Болезни сердца является...
Шелушение ступней ног
Для того чтобы точно узнать причину появления неприятных симптомов, необходимо учитывать множество факторов, причем самых разнообразных. К их числу относят...
Adblock detector