Эдипальный период

Эдипальный период

Мы продолжаем рассматривать психосексуальные стадии развития ребенка по З. Фрейду. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения несет с собой фаллическая стадия развития.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких — то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют ’первичную’ сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла ’Царь Эдип’, в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по — разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во — первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной. Во — вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они ’настоящие мужчины’. Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась ’дефектной’. В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности. В следующей статье мы поговорим о латентной стадии психосексуального развития личности.

Автор этой статьи практикующий психолог Андреева Татьяна.

Содержание статьи:

  1. Описание
  2. Основные признаки
    • Общие
    • У мальчиков
    • У девочек

  3. Советы родителям

Эдипов комплекс — это абсолютно бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. То есть мальчик (девочка) в возрасте от 3 до 5 лет в среднем начинает испытывать притяжение к матери (отцу), которое он сам не осознает. Также проявляется ревность и соперничество за них к родителю того же пола. Чаще всего этот термин касается мальчиков, но в некоторых случаях может наблюдаться и у девочек.

Описание Эдипова комплекса

Фактически это первая привязанность малыша к одному из своих родителей, которая является проявлением его сексуальности и желанием её выразить. Ребенок, отождествляя себя с каким-либо полом, пытается попробовать найти того, кто будет относиться к нему по-особенному. Чаще всего это родитель противоположного пола. Например, мальчик ощущает сильную привязанность к матери и ревнует её внимание к отцу.

Название данного комплекса пошло от древнегреческого мифа про Эдипа. Это человек, который, сам не ведая того, убил своего отца, а затем женился на матери. Эдип воспитывался отдельно и не знал своих настоящих родителей, по несчастливой случайности он встретился с отцом через много лет и убил его. Потом, не зная правды, женился на своей матери и даже имел детей. Когда позже он выяснил правду о том, что натворил, ослеп, а его жена и мать повесилась.

Естественно, ситуация с Эдиповым комплексом не настолько печальная. Зигмунд Фрейд описывает его как стадию нормального развития мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Кроме того, данный комплекс может абсолютно не проявляться и не вызывать никаких признаков. Известный психоаналитик признает, что такое поведение является универсальным этапом формирования детской психики в этом возрасте. Он на собственном примере указывал, что был действительно очарован матерью и ревновал к отцу.

Официально термин был введен в психиатрию в 1910 году в одной из работ Фрейда, где он рассуждает о формировании предпочтений у мужчин при выборе партнера.

Величайший психиатр всех времен Зигмунд Фрейд положил в основу своего понимания развития психики у человека теорию сексуальности. Согласно ей, ребенок проходит несколько догенитальных стадий до наступления половой зрелости. Соответственно им постепенно развивается его психика.

Если будут происходить какие-то психотравмирующие ситуации или же события, они могут отразиться на будущем малыша. Их проявление зависит от той стадии, в которой ребенок находился в том возрасте:

    Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.

Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.

Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.

Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.

  • Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.
  • Основные признаки Эдипова комплекса

    Проявления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.

    Общие аспекты и признаки

    Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:

      Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.

    Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.

    Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.

  • Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.
  • Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

    Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

    Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.

    Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

    Особенности Эдипова комплекса у девочек

    Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.

    В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.

    Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.

    Советы родителям

    В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.

    Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:

      Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.

    Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.

    Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.

  • Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.
  • Как избавиться от Эдипова комплекса — смотрите на видео:

    Svetlana Khuchua

    Все просто и незатейливо: мое счастье — в моих руках

    Фрейд:
    «Первым эротическим объектом ребёнка является питающая его материнская грудь, любовь возникает в связи с удовлетворением потребности в питании. Конечно, вначале ребёнок не отличает грудь от своего собственного тела. Когда она отделяется ребёнком от своего тела, передислоцируясь «вовне», так как уж слишком часто ребёнком обнаруживается её отсутствие; тогда грудь берёт с собой в качестве «объекта» часть (первоначально нарцизной) либидозной оккупации. Позднее этот первый объект дополняется до персоны матери, которая не только кормит, но и заботится, вызывая у ребёнка некоторые другие, как приятные, так и неприятные, ощущения в теле. Проявляя заботу о теле ребенка, мать становится его первой соблазнительницей. В обоих отношениях коренится своеобразное, ни с чем не сравнимое, остающееся в течение всей жизни неизменным значение матери в качестве первого и сильнейшего объекта любви –у представителей обоих полов. При этом филогенетическая обусловленность настолько сильно берёт верх над персональными случайными переживаниями, что не имеет значения, сосёт ли ребёнок грудь или питается из бутылочки, никогда не наслаждаясь нежностью материнской заботы. В обоих случаях развитие ребёнка идет по одному и тому же пути, правда, в последнем случае тоска по матери может стать сильнее. Даже если ребёнок будет питаться материнской грудью, то долгое время после отлучения от неё он всё равно будет убеждён, что всё закончилось слишком рано и было явно недостаточным.
    Знание этого необходимо, чтобы более чётко представить интенсивность Эдипова комплекса. Когда мальчик (в период с 2 до 3 лет) вступает в фаллическую фазу развития либидо, то он начинает испытывать наслаждение от своего полового члена и научается по своему желанию обострять ощущения посредством мануального раздражения, превращаясь в фантазиях в любовника матери. Он желает обладать ею физически в той форме, которая подсказана ему его наблюдениями и предположениями о сексуальной жизни. Ребёнок пытается соблазнить мать, показывая ей свой мужской член, обладанием которым он гордится. Говоря другими словами: рано пробудившаяся мужественность мальчика пытается заместить во взаимоотношениях с матерью отца, которому ранее он завидовал из-за его физической силы и приписываемого ему авторитета. А теперь отец становится соперником, стоящим на его пути, с которого мальчик стремится его убрать. В отсутствии отца мальчику удаётся разделять постель с матерью, а после его возвращения становиться изгнанным, мальчик глубоко переживает при исчезновении отца – удовлетворение, а при его возвращении – разочарование. Это составляет материал Эдипова комплекса, который переводит греческую сагу из фантазийного мира ребёнка в якобы существующую реальность. В нашей культуре Эдипову комплексу уготовлен ужасный конец.
    Матери прекрасно понимают, что сексуальное возбуждение ребёнка относится к их собственной персоне. В какой-то момент они начинают догадываться, что не стоит поощрять сексуальную активность ребёнка, считая себя обязанными запрещать сыну мануальную активность со своим членом. Правда, запрет этот мало помогает, самое большее, приводя к модификации стиля самоудовлетворения, пока мать не обращается к самому сильнодействующему средству, она угрожает оторвать вещь, из-за которой сын оказывает сопротивление. Обычно мать смещает реализацию угрозы на отца, чтобы всё выглядело ещё ужаснее. Она расскажет обо всём отцу и тот отрежет член. Интересно то, что эта угроза действует лишь тогда, когда до этого и после этого соблюдается другое условие. Ребёнку кажется совершенно немыслимым, что может произойти нечто подобное. Но если при высказанной угрозе ребёнок может припомнить вид женских гениталий или вскоре после угрозы их увидит, гениталии, в которых отсутствует такая чрезмерно ценная часть тела как пенис, тогда мальчик начинает верить в серьёзность угроз, и переживает, подпадая под воздействиекастрационного комплекса, сильнейшую травму в своей юной жизни. (Кастрацию мы встречаем и в саге об Эдипе, так как выкалывание глаз, которым Эдип наказывает себя после открытия тайны своего преступления, в связи с данными интерпретации сновидений является символическим эрзацем кастрации. Нельзя исключать и того, что в испытываемом необычайном ужасе от угроз виновны также филогенетические следы памяти о жизни в доисторической семье, так как в древности ревнивый отец действительно лишал сына гениталий, если тот становился его соперником в отношениях с женщинами. Древнюю традицию обрезания, являющегося ещё одним замещающим символом кастрации, можно понимать лишь как проявление принятия воли отца (см. ритуалы примитивных народов для подростков, вступающих в период половой зрелости). Пока не исследовано то, каким образом проявляется ход событий у народов и культур, которые не подавляют детскую мастурбацию.)Воздействия угрозы кастрацией разнообразны и необозримы, они отражаются на любых отношениях мальчика к матери и отцу, а позднее и вообще в отношениях с женщинами и мужчинами. Чаще всего мужественность мальчика не выдерживает этих первых потрясений. Чтобы спасти свой половой член, мальчик в большей или меньшей степени отказывается от обладания матерью, часто его половая жизнь на все времена оказывается обременённой запретами. Если у мальчика были в наличии сильно выраженные женские компоненты, то в результате пережитой угрозы они усиливаются ещё больше. Он начинает проявлять по отношению к отцу пассивную установку, которую приписывал матери. Из-за угроз мальчик вынужден отказаться от мастурбации, но только не от сопровождающей её фантазийной деятельности. Причём фантазии, становясь теперь для ребёнка единственной формой сексуального удовлетворения, скорее ещё более активируются. Хотя в фантазиях мальчик продолжает идентифицироваться с отцом, одновременно, а возможно и чаще идентификация происходит с матерью. Дериваты и продукты метаморфоз ранних онанистических фантазий добиваются для себя доступа в появляющееся позднее Я, участвуя в формировании характера. Независимо от такой формы усиления женственности страх и ненависть по отношению к отцу существенно увеличиваются. А одновременно мужественность мальчика отступает назад, приобретая форму упрямства по отношению к отцу, упрямства, которое неизбежно сказывается на позднейшем поведении в человеческом обществе. В качестве реликта эротической фиксации на матери часто обнаруживается чрезмерная от неё зависимость, проявляющаяся позже в форме подчинённости женщине. Мальчик больше не отваживается любить мать, но и рисковать отвергнуть её любовь он тоже не осмеливается, так как боится попасть в опасную ситуацию из-за выдачи матерью его секретов отцу, который подвергнет сына кастрации. Вся гамма переживаний вместе с их предпосылками и последствиями, из которых мы упомянули лишь некоторые, подлежит самому энергичному вытеснению. В соответствии с законами бессознательного, царящими в Оно, все активировавшиеся тогда конфликтующие друг с другом реакции и чувственные побуждения сохраняются в бессознательной сфере. Они готовы позднее, после пубертатного периода, мешать формированию Я. Когда соматический процесс сексуального созревания оживляет заново, казалось бы, уже преодолённые прежние фиксации либидо, сексуальная жизнь оказывается парализованной, разобщённой, распавшейся на конфликтующие друг с другом стремления.
    Конечно, воздействие на зачаточную сексуальную жизнь мальчика угрозы кастрации не всегда имеет такие опасные последствия. А впрочем, количество причинённого и предотвращённого вреда зависит от количественных соотношений. Такое положение дел, в котором можно усматривать центральное переживание детских лет, наибольшую проблему детства и опаснейший источник позднейших провалов, настолько основательно вытесняется, что его реконструкция в аналитической работе наталкивается на самое решительное недоверие со стороны взрослых пациентов. Отторжение заходит столь далеко, что любое упоминание о предосудительном предмете игнорируется, искажая любые ассоциативные цепочки с ним посредством поражающей интеллектуальной слепоты. Так, например можно услышать возражения, что сага о короле Эдипе вообще ничего общего с конструкциями анализа не имеет, так как это совершенно другой случай, ведь Эдип же не знал, что встретился с отцом, которого убил, и с матерью, на которой женился. Такие критики не замечают, что в творчестве писателей при написании поэтического произведения неизбежна установка подобного рода, ничего чуждого она не привносит, а только умело использует существующие в данной теме моменты. Незнание Эдипа оказывается законным намёком на бессознательное, в котором пребывают прежние переживания у взрослых людей, а предсказание оракула, делающего героя безвинным, говорит о неизбежности судьбы всех сыновей, осуждённых пережить Эдипов комплекс. Психоанализ также показал, насколько легко разрешается загадка другого поэтического героя, изображённого Шекспиром – Гамлета, отличающегося чрезмерной нерешительностью. Достаточно указать на Эдипов комплекс. Так как принцу не удаётся справиться со своей задачей, он наказывает другой объект, не адекватный материалу его Эдиповых желаний. Принципиальная таинственность литературного мира показывает, насколько сильно масса людей готова к тому, чтобы придерживаться своего инфантильного вытеснения. (Имя Вильям Шекспир, вероятно, является псевдонимом, за которым скрывается неизвестное нам лицо. Так авторство Шекспировских произведений приписывается Edward de Vere, Earl of Oxford . Ещё в детстве он потерял горячо любимого, обожаемого отца и отрёкся от матери, которая довольно скоро после смерти мужа вступила в новый брак.)

    Ещё более чем за столетие до появления психоанализа француз Дидро убедительно показал значение Эдипова комплекса, выявив различие между первобытными и культурными временами. Могу сказать, что если бы заслугой психоанализа было одно только открытие вытесненного Эдипова комплекса, то этого было бы достаточно для того, чтобы считаться ценным культурным явлением в истории человечества.
    Воздействие кастрационного комплекса на маленьких девочек более однообразно, но не менее радикально. Естественно, что им не приходится бояться потери пениса, зато приходится переживать из-за того, что они им не обладают. С самого начала девочки завидуют мальчикам за то, чем те наделены природой, можно даже сказать, что всё развитие девочек проходит под знаком зависти к пенису. Вначале девочки предпринимают безуспешные попытки сравняться с мальчиками, а позднее – усилия (причём с гораздо большим успехом) компенсировать свой дефект, что, в конце концов, может привести к нормальной женской установке. Когда девочка, находящаяся в фаллической фазе, пытается, как и мальчик, добиться наслаждения посредством мануального раздражения гениталий, она редко достигает достаточного удовлетворения, расширяя впечатление о неполноценности своего рудиментарного пениса на всю свою персону. Как правило, вскоре девочка отказывается от мастурбации, так как не желает, чтобы что-нибудь напоминало о превосходстве брата или товарища-мальчика по играм; девочка начинает вообще игнорировать сексуальность.
    Когда маленькая женщина сохраняет своё первоначальное желание стать «пацаном», то в экстремальных случаях это завершается манифестной гомосексуальностью, а обычно проявляется преобладанием мужских черт в дальнейшей жизни, выбором мужской профессии и т. д. Другой путь идёт через отделение от матери, которую, испытывая зависть к пенису, дочь не может простить за то, что та послала её в мир, недостаточно хорошо сформировав. Испытывая злобу, девочка отказывается от матери и замещает её в качестве объекта любви другой персоной – отцом. Последующей реакцией на потерю любимого объекта является идентификация, причём объект этот замещается внутри психики посредством идентификации. Этот механизм превосходно помогает маленькой девочке. Привязанность к матери преодолевается посредством идентификации с ней. Дочурка ставит себя на место матери, что в играх она делала и прежде, стараясь заместить мать во взаимоотношениях с отцом. Прежде любимую мать дочь ненавидит по двум мотивам: из-за ревности и из-за обиды за обделённость пенисом. Новым в отношениях к отцу вначале является желание располагать пенисом, а завершается желанием получить от отца в качестве подарка ребёнка. Таким образом, вместо желания обладать пенисом возникает желание иметь ребёнка.
    Интересно, что взаимоотношения между Эдиповым и кастрационным комплексом у женщины формируются совершенно иначе, и даже противоположно ходу событий у мужчин. Как мы знаем, у последних Эдипов комплекс завершается при появлении угрозы кастрации, а у женщин, наоборот, обнаружение отсутствия пениса приводит к Эдипову комплексу. Менее неблагоприятное воздействие на женщин Эдипов комплекс оказывает тогда, когда они наделены женственной установкой (что иногда называют «комплексом Электры»). В таких случаях женщина выбирает будущего мужа похожим на отца, с готовностью подчиняясь его авторитету. А неутолимая страсть к обладанию пенисом может быть удовлетворена тем, что любовь к органу дополняется любовью к его носителю, наподобие метаморфозы, происходящей при переходе от любви к материнской груди к любви ко всей персоне матери».

    Отсюда.

    Читайте также:  Причины воспаления лимфоузлов за ухом у взрослого
    Ссылка на основную публикацию
    Шишка после акдс под лопаткой
    Прививка АКДС – это стандартное профилактическое мероприятие. Многопрофильная вакцина вводится для того, чтобы защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как...
    Шелушение кожи чего не хватает
    Нарушение процесса регенерации кожи и ее целостности в области пальцев может происходить по самым разнообразным причинам. Известно, что верхний слой...
    Шелушение ступней ног
    Для того чтобы точно узнать причину появления неприятных симптомов, необходимо учитывать множество факторов, причем самых разнообразных. К их числу относят...
    Шишка рядом с копчиком
    Различные новообразования на теле вызывают значительный дискомфорт, а также сопутствующие симптомы недуга. Например, шишка на копчике, встречается у многих пациентов,...
    Adblock detector