Что значит ффнр

Что значит ффнр

Когда ребенок начинает говорить, родители, а также бабушки и дедушки испытывают умиление от смешного коверканья слов. Такое положение вещей вполне нормально: малыш слышит речь и пытается ее повторить, но в силу недоразвития его речевого аппарата слова даются с трудом. Однако когда ребенок достигает 4–5-летнего возраста, а его речь остается невнятной, взрослые должны насторожиться и проверить свое чадо на наличие у него ФФНР.

Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей

ФФНР у детей – это нарушение в формировании акустической стороны речи, которое характеризуется дефектами фонетики и фонематики. Ребенок не способен определить на слух звуки, близкие по звучанию: твердые звуки он может заменять мягкими, звонкие – глухими, фонемы могут переставляться местами или «пропадать» из слова.

Сам же ребенок не замечает этого, он попросту не слышит разницы. Так что если своевременно не обратиться к квалифицированному специалисту, можно упустить время, а это чревато проблемами в школе, ведь непременно начнутся сложности в правописании, чтении, заучивании стихов, отрывков в прозе.

Не нужно пугаться, если вашему ребенку поставили диагноз «недоразвитие речи». Это состояние вовсе не является отклонением в умственном развитии. Малыш может быть абсолютно здоров, иметь отличное зрение и слух, высокий интеллект. К тому же ФФНР поддается коррекции, главное выявить отклонение как можно раньше, желательно еще в дошкольном возрасте, и вовремя начать занятия с логопедом.

Причины речевой проблемы

Патология фонетико-фонематического недоразвития, по мнению специалистов, вызывается рядом причин. Врожденные нарушения обусловлены течением беременности матери и процесса родов:

  1. Патология внутриутробного развития плода (резус-конфликт матери и плода, тяжелый токсикоз у матери во время беременности, перенесенные вирусные или эндокринные заболевания, всевозможные травмы). Наиболее опасные последствия вызывают заболевания, перенесенные матерью в первом триместре беременности.
  2. Родовые травмы или асфиксия. Осложнения во время родовой деятельности приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате чего в коре головного мозга страдают речевые зоны.
  3. Наследственность играет не последнюю роль в нарушении развития речи, но не решающую. Имеющаяся предрасположенность совместно с другими влияющими факторами может перейти в проблему речевого недоразвития.
  4. Несформированность моторики артикуляционного аппарата либо ее нарушение. Это может быть парез лицевого, подъязычного или тройничного нервов. К примеру, при парезе подъязычного нерва кончик языка может выходить за пределы рта, при этом речь будет значительно искажаться.
  5. Расстройства нейродинамики, когда нарушается разграничение тормозного и возбудительного процессов в коре головного мозга.

К другой группе причин относятся факторы окружающей среды, особенности в воспитании ребенка:

Формы и проявления ФФНР

Фонетико-фонематические нарушения имеют различные формы и проявления. По степени тяжести выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму нарушения речи.

Степень тяжести Характеристика нарушения Проявления у ребенка
Легкая форма Неспособность дифференцировать и произносить особенно сложные фонемы или их сочетания. В целом речь ребенка нормальна, он не выговаривает лишь некоторые звуки.
Средняя форма Достаточно выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи, наличие неправильного произношения звуков, а также частичная или полная их неразличимость при звучании. Ребенок плохо читает, безграмотно пишет.
Тяжелая форма Самая сложная степень, при которой глубоко нарушено фонетическое восприятие. Ребенок с такой проблемой не различает звуки на слух, не выделяет их в словах, не может установить звуковую последовательность, сформировать слоги в словах. Речь бессвязна и непонятна.
Читайте также:  Как правильно считается срок беременности в неделях

Фонетическое нарушение речи проявляется в отсутствии или искажении отдельного звука или нескольких звуков одновременно, например:

  • в пропуске звука (вместо «машина» – «ашина»);
  • в искажениях (картавость, шепелявость).

Нарушение произношения более простых в плане артикуляции звуков (п, т, н, м) происходит значительно реже, чаще наблюдается неверное произношение согласных звуков:

  • шипящие звуки – Ж, Ш, Ч, Щ;
  • свистящие звуки – З, С (и они же смягченные), Ц;
  • язычные (сонорные) – Л, Р (и они же смягченные);
  • заднеязычные – Г, К, Х (и они же смягченные).

Диагностические методики

Заводится речевая карта, куда заносятся необходимые сведения. Логопед проводит детальный анализ произношения ребенком слов, слогов, звуков. Оценивая звуковое произношение пациента, доктор обратит внимание на то, есть ли в речи ребенка замена звуков, их смешение или искажение. Дети-дошкольники должны иметь словарный запас, соответствующий их возрасту.

На основе письменной речи также оценивается степень фонетико-фонематического нарушения: количество грамматических ошибок, замены букв («как слышится, так и пишется»), непонимание смысла некоторых слов. Учитывая все эти факторы, врач-логопед делает выводы, на основании которых ставится диагноз «ФФНР».

Логопедическая коррекция нарушения

Чтобы устранить недоразвитие речи, логопед проводит коррекционную работу, которая состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный. Сначала закрепляются звуки, уже усвоенные ребенком. В процессе игры дети развивают фонематический слух.
  • Дифференцировочный. Ребенок сравнивает на слух знакомые звуки со звуками близкими по звучанию, и так как четкость речи в большей мере зависит от гласных, акцент делается именно на них.
  • Заключительный. Дети учат, что такое звук, слог, слово, какие бывают фонемы, как определить их количество в слове, учатся менять слова путем замены в них одной буквы («кит» – «кот», «мол» – «мел»).

Помимо этого необходимо развитие мелкой моторики ребенка, артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения и занятия с психологом. Если упорно и целенаправленно заниматься, вы желаемый результат обязательно будет достигнут. Нельзя оставлять без внимания даже малейшие отклонения в речи малыша, ведь красивая, грамотная речь – это одно из условий достижения успеха в современном обществе.

  1. Особенности недоразвития речи
  2. Как проявляется ФФНР
  3. Что проверяет логопед
  4. Как проводится коррекция речи

Особенности недоразвития речи

Причиной нарушения речи могут быть различные факторы, которые действовали на ребенка в период внутриутробного развития или в первые годы жизни. При обследовании логопед обращает внимание на течение беременности, чтобы установить причины врожденной патологии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это патология детей 4-5 лет

  • токсикозы, гестоз во время беременности;
  • любые тяжелые заболевания;
  • инфекции в первом триместре;
  • действие токсичных веществ;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт.

Высок риск столкнуться с патологией у детей, которые подвергаются психотравмирующим ситуациям, перенесли вирусные патологии в первый год жизни, растут в неблагоприятной обстановке. Но точные причины установить не всегда удается, нарушения могут быть результатом комплексного воздействия нескольких факторов.

Особенностью нарушения речевого развития является незавершенность произношения и восприятия слов и фраз на слух, что позже приводит к снижению способности читать и писать. В эту группу включены несколько типов нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия. Если коррекцию не проводить, недостаток речи перейдет в устойчивый, который невозможно исправить.

Как проявляется ФФНР

У детей с данной патологией нет органического поражения слуха, хорошо развит интеллект. Но они имеют особое измененное восприятие речи, которое сказывается на их произношении, искажает его. При фонетико-фонематическом недоразвитии речи могут иметься частичные нарушения, когда малыш не может различать некоторые пары похожих звуков, например, са-ша, ва-ла.

Читайте также:  Какой вирус вызывает грипп

Смешение звуков речи проявляется их неустойчивым употреблением в речи. В этих случаях в некоторых словах звук произносится правильно, а в сложных конструкциях заменяется близким по звучанию или удобным для произношения. Замена возможна только сложного звука на более простой:

  • [р] заменяется [л];
  • вместо [ш] — [ф];
  • [с]заменяет [т].

Иногда один звук может произноситься вместо целого ряда других. Примером такой перестановки является использование [т] вместо [с], [ч], [ш]. У дошкольников могут наблюдаться следующие проблемы с речью:

  • ротацизм – картавость, нарушение произношения звука [р] и [рь];
  • сигматизм – патология произношения, при которой нарушение коснулось шипящих звуков;
  • ламбдацизм – нечеткое или искаженное произношение звука [л].

Количество звуков, которые не может нормально произносить ребенок, может достигать 16-20. Ему тяжело даются длинные и многосложные слова, а также те, в которых подряд идут несколько согласных. Если попросить проговорить по слогам, часть из них переставляется местами, некоторые не произносятся или заменяются другими, а между согласными вставляется гласный звук.

У детей с ФФНР нормально развит интеллект

Признаки нарушений речи не сказываются на словарном запасе, он соответствует возрастной норме. Но при построении фраз и предложений, характеристикой их будет перестановка слов, неправильное согласование, использование ненужных предлогов. Детям тяжело образовывать из одного слова однокоренные по типу томат – томатный, камень – каменный, а также изменять окончания при построении конструкции один – много: огурец – огурцов, дом – домов, кошка – кошек.

Причиной патологии иногда являются особенности работы речевых центров головного мозга. Оно встречается у пациентов с нормальным слухом и интеллектом.

Первые отклонения в речевом развитии можно заметить уже в 3 года, когда ребенок заметно хуже остальных сверстников произносит слова. Но диагноз и обследование логопеда возможны после 4 лет.

Для детей с недоразвитием речи характерен особый тип нервной системы. Признаками отличия психических процессов являются неустойчивость внимания, сложность переключения, узкий объем памяти, трудности абстрактного мышления. Без проведения корректирующих занятий в будущем это сказывается на успеваемости в школе.

Что проверяет логопед

Характеристика типа речевого нарушения дается логопедом после обследования. Ребенка должны осмотреть логопед и психоневролог. Изучается анамнез жизни, родителей расспрашивают о течении беременности и родов, перенесенных заболеваниях дошкольника, чтобы установить факторы, повлиявшие на нарушение речи. Также может потребоваться заключение оториноларинголога о состоянии слуха. Невролог оценивает общее развитие нервной системы.

Логопед проверяет речь при помощи следующих приемов:

  • предлагают услышать различия между правильным и неправильным произношением слова в своей речи;
  • повторить вслед за взрослым сочетания близких слогов па-ба-па и других;
  • на слух выделить в цепочке звуков определенный, который назвал врач;
  • подать сигнал, когда логопед произнесет слово с выбранным звуком;
  • повторить за врачом последовательность из 2 слогов, близких по звучанию.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, названия изображений на которых отличаются одним звуком. Если имеется нарушение, слова будут проговариваться неправильно.

Признаки патологии можно заметить самостоятельно

По результатам диагностики выставляется степень нарушений. Она может быть следующей:

  • легкая – нарушена дифференциация нескольких произносимых звуков, других проблем с речью нет;
  • средняя – грубые нарушения анализа звуков на слух, ребенок недостаточно дифференцирует звуки, входящие в разные группы фонем. Но сам при некоторых усилиях произносит их;
  • тяжелая — грубое недоразвитие речи, ребенок неправильно воспринимает звуки, не выделяет их в словах и не может их воспроизвести в нужной последовательности или найти в слове.
Читайте также:  Лейкопения при химиотерапии лечение

У детей, которые уже овладели письмом, проводится изучение этого навыка. Имеют значение характерные ошибки, которые отражают неправильное произношение слов, перестановка слогов или их замена.

Как проводится коррекция речи

При нарушениях речи ребенка рекомендуется перевести в детский сад, в котором имеются логопедические группы или отдельно несколько раз в неделю посещать логопеда. Срок обучения не менее 10 месяцев.

Коррекция направлена на исправление неправильного произношения звуков, обучение восприятию, образованию словоформ. Так логопед может подготовить ребенка к дальнейшему формированию навыков чтения и письма. Занятия проходят поэтапно. В начале каждого урока проводится логопедический массаж. Это упражнения, которые включают разминания языка, скручивания в трубочку его и губ, различные направленные движения и щелкающие звуки.

Для исправления речи постепенно прорабатывается по одному звуку. Чтобы ребенок проговаривал его правильно, проходят следующие этапы:

  • исправление артикуляции – педагог помогает понять, как правильно должен звучать звук;
  • постановка – ребенок учится произносить слова с проблемным звуком, но делает это только при произвольном контроле;
  • выработка автоматизма – закрепление навыка произношения, звук проговаривается правильно без контроля сознания.

Параллельно проводятся занятия, направленные на формирование речи. Дошкольник обучается составлять словосочетания, согласовывать между собой слова по времени, падежу. Прогноз у пациентов с нарушениями речи благоприятный, но заниматься исправлением недостатков необходимо как можно раньше, иначе это станет препятствием для нормального обучения письму и чтению.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.

Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Ссылка на основную публикацию
Что за лекарство нипертен
Состав В зависимости от формы выпуска в химическом составе одной таблетки Нипертена (МНН Бисопролол) может содержаться 2,5 мг. 5 мг....
Что делать при гипотермии у ребенка
Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет пониженная температура тела у ребенка. Вы узнаете,...
Что делать при глазном давлении и симптомы
Что это такое? Причины и симптомы Виды Лечение Советы Что это такое? Что такое глаукома? Глаукома является распространённым заболеванием глаз,...
Что за наклейки у спортсменов на теле
Что означают наклейки у волейболисток на плече (синие, черные, красные)? Эти наклеенные полоски называются тейпы от английского tape - лента....
Adblock detector